Как написать текст песни - Алексей ПРАГА - официальный сайт певца

Перейти к контенту

Главное меню:

Гостевая книга

Содержание
1. Правила от Татьяны Прага
2. Правила от Игоря Шапа
3.Правила от Сергея Ширяева
4. Правила от Александра Шульгина

 
 
 


Правила написания текстов песен от Татьяны Прага.

Друзья!
Сегодня я хочу с вами поделиться некоторыми секретами и правилами  написания текстов песен, которым стараюсь следовать и сама.
Надеюсь, Вам это поможет, а мы услышим новые прекрасные песни.
СпрОсите, откуда знаю?
Да по- разному:  много  читаю, изучаю, впитываю как губка советы опытных людей, приобретаю практический опыт
, интуиция наконец.
Первый совет получила от Игоря Ш
апа, удивительного  человека, поэта и гражданина нашей огромной страны.  Очень благодарна ему, и  не устаю это повторять.
Надеюсь смогу быть полезной и Вам.
Но помните: у каждого свой творческий путь!!! Воспринимайте только то, что близко Вам
30.08.2014

Ну, что ж начнем
   1 Отступать от правил можно, если сильно хочется и это оправданно. Но прежде чем отступить подумайте, а стоит ли?  Поэтому прежде, чем читать все, что написано ниже, и возмущаться, что не согласны: прочитайте этот пункт еще раз..... Прочитали? Тогда двигаемся дальше)
  2. Определитесь со структурой песни. Их множество.  Однако востребованных структур песен, которые легко запоминаются слушателями, которые становятся хитами,  мало.  Наиболее популярными являются структура:
Куплет (может быть + куплет) – припев – куплет - припев- припев
Припев должен быть прост для запоминания.
Вот в романсах припева
нет. Обычно 2 последние строки повторяют. И если они будут иметь сходство (или повторяться), то воспринимаются слушателями как припев.
Использование Бриджа в песне придает ей неповторимость и оригинальность.

    3. Сколько же строчек должен иметь куплет?
Мое мнение либо 4, либо 8. Но, если у вас два куплета подряд   со строками 8+8, они не должны быть длинными в «ширину».  Музыканты говорят, не более  чем  4 такта. Допускается, до 8 тактов, но 4 стандарт.

  4. Теперь, подумайте о содержании. Самая частая ошибка, что после написания 1 куплета и припева, автор как бы сдувается: пишет о том же самом, только, может быть,  другими словами и нет развития. Не надо повторяться!
Каждый последующий куплет – это продолжение, а не повторение предыдущего.
  5. Песня – это такое же литературное произведение, как и любое другое.  Только здесь нужно кратко изложить все, что вы хотите сказать.  И не просто кратко, а с эмоциями. Без эмоций песня безликая.  Мое мнение, что сюжетные песни запоминаются слушателями легче. Слушателям интересно тогда, когда им это близко.
  6. Как и в любом литературном произведении,  все должно подчиняться сюжету, и необходимо соблюдать развитие:  вступление (фабула), завязка,  кульминация,  развязка, заключение.  
В первом куплете слушатель должен понять время и место действия происходящих событий в песне
Если в песни присутствуем «конфликт», «изюминка», «чертинка» - это только придаст тексту остроты.
Припев - это самая наиглавнейшая (если он есть) часть песни. В припеве обобщается все, что говорится в куплетах. Слушатель должен понять, о чем песня, услышав только припев.

    7. Употребление в большом количестве «вычурных» слов и образов отталкивает слушателя и не украшает песню, а усложняет ее. Все должно быть в меру. Текст должен быть лаконичен и прост для восприятия. Гениальность всегда заключается в простоте.
   8. Еще одна частая ошибка (все о ней знают, но забывают) – это тавтология. Проверяйте свои тексты на тавтологию. Нужно отличать повторение в музыке и тавтологию.
   9. При написании текстов песен избегайте использовать сразу три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Это нагромождает текст, вносит сумятицу и двусмысленность.

    10. Текст песни подчиняется законам математики, вы должны научиться считать. Да – да, именно считать. Текст должен строго соответствовать размеру  и ритму песни.  Исключение: припев песни, который, должен иметь отличный размер и ритм от куплетов песни.
    11 Правило математики  №1. Размер.
Гласные
- это ноты!!!! Их количество должно быть одинаково построчно в каждом куплете.
Другими словами:
1строка 1 куплета=1строка 2 куплета= 1строка 3куплет
а= постоянное количество  гласных
2строка 1 куплета=2строка 2 куплета= 2строка 3куплет
а= постоянное количество  гласных…
    12. Правило математики №2. Ритм.
СМЫСЛОВЫЕ  ударные гласные в каждой соответствующей строчке у каждого куплета стоят на одних  тех же местах.  Обращаю внимание
- не обычное ударение в слове, хотя без него никуда, а СМЫСЛОВОЕ ударение.  Это ритм в музыке (метроном).

   
Приведу вам пример для обоих правил . Смысловые ударные гласные выделю заглавными буквами, а в схеме - они будут     обозначаться «+», смысловые неударные гласные будут обозначаться  «-»
/Из песни Письмо солдата. Т.Прага/


   1 куплет  
(8 строк по 6,9,6,4,6,9,3,3 гласных в строках)
ВЕчер, закАт, темнО.                 
6 гл (уд 1,4,6)   + - - + - +
ПИшет солдАт письмО любИмой.
9
гл (уд 1,4,6,8) + - - + - +- + -
Тихо скрепИт перО.                   
6 гл (уд 4,6)     - - - + - +
(Обратите внимание на первое слово,
там «и» - обычное ударение, но не смысловое)
- У нас войнА.                            
4 гл (уд 4)        - - - +
- ПУли свистЯт в окнО.             
6 гл (уд 1,4,6)   + - - + - +
- ТЯнет домОй неУмолИмо.         
9
гл (уд 1,4,6,8) + - - + - + - + -
- ТАм теплО                            
3 гл (уд 1,3)        + - +
И тишинА.                               
3 гл (уд 1,3)        + - - +

  2 куплет
(8 строк по 6,9,6,4,6,9,3,3 гласных в строках)
- ЗАвтра нам снОва в бОй.  
6 гл (уд 1,4,6) + - - + - +
- ВрЕмя бежИт неУдержИмо.  
9 гл (уд1,4,6,8) + - - + - +- + -
(Обратите внимание на последнее слово,
там «У» - смысловое ударение, но не обычное)
- Но я вернУсь живОй  
6 гл (уд 4,6) - - - + - +
И навсегдА.    
4 гл (уд  4) - - - +
- ЛИшних не нАдо слОв.  
6 гл (уд 1,4,6) + - - + - +
- В этой борьбЕ необходИма  
9 гл (уд 1,4,6,8) + - - + - + - + -
ТЫ любОвь,     
3 гл (уд 1,3) + - +
МОй талисмАн.    3 гл (уд 1,3) + - - +

    13. Теперь хочу поговорить о вокальных и невокальных звуках, их сочетании. Конечно, спеть можно все. Но у поэта и вокалиста цель одна  – песня должна звучать. Я так долго искала, как объяснить некоторые правила, почему одни звуки плохо, неудобно петь вокалисту, а другие льются. Перерыла огромное количество материалов и уроков по вокалу. И не нашла там ничего. Меня долго мучал этот вопрос.  Сама писала тексты на интуитивном восприятии. И вот нашла одну замечательную статью, которая и подтолкнула меня к написанию этой заметки, и которая расставила все точки над «Й».  Теперь могу точно сказать, что требования, которые предъявляю к звучанию текстов, подкреплены научно.
В филологии  
есть такое понятие как ФОНИКА, которая содержит раздел «БЛАГОЗВУЧИЕ». Оказывается еще с давних времен вопрос благозвучия волнует умы людей.
 14. Еще Аристотель писал: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и тоже». А ведь можно сказать «удобопропеваемо». Согласны?

   15. Чередуйте употребление гласных и согласных звуков.
   16. Допускайте немногочисленное сочетание 2х подряд рядом стоящих согласных (круг, друг, слово, птица и т.д.). Это сочетание в фонике именуется  - двучленом. Такие двучлены встречаются очень часто в русском языке.  Однако,  если двучлен находится в конце слова, то он неблагозвучен (добр, жезл) и его употребление должно быть ограниченно.
   17. Старайтесь не употреблять слова с трехчленами - сочетание из 3х подряд стоящих согласных, по возможности ищите им замену (вдруг, вскользь, беспросветный). Тоже самое относится и к словосочетаниям  на стыке слов ( без слов, без бед), к четырехчленам (всплеск, взгляд, встреча)
   18. Не злоупотребляйте и  гласными (радиоузел, стереоозвучка, у Кати и у Оксаны)
   19. Старайтесь проговаривать строку нараспев (как бы слитно соединяя слова), обращайте внимание, не возникает ли смыслового  недоразумения.  Помните как в детстве (и Волга- иволга,  с урками –сурками)

    20. Шипящие и свистящие  согласные являются невокальными, их употреблять нужно в меру и осторожно.  Обилие шипящих и свистящих звуков на стыке слов создает серьезную проблему для вокального исполнения.
При записи в студии всегда пользуются специальными фильтрами для снижения эффекта шумовых согласных. А если их обилие? Никакие фильтры не помогут.
   
21 Шипящие и свистящие согласные иногда простят текст, чаще в конце строки  Например, сижу – гляжу
   22. Осторожно используйте причастия с суффиксами, имеющими шипящие согласные:  -вш-, -ш-, -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-

 
 
 

   23. Нужно соблюдать частоту использования звуков одной природы, так как перебор ведет к их неблагозвучию
Например:  Ваша Даша всех женщин краше. А почему бы не так: Эта Даша богинь всех краше?
А вот еще примеры: Был друг, и вдруг, стал враг, а как; Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе
  24.  Старайтесь чередовать длинные и короткие слова.  Хотелось бы отметить, что для русского языка характерно использование слов из 3х слогов.
  25. Ударные и безударные слоги не должны стоять далеко друг от друга. Увеличение длины приводит к монотонности
  26. Если вы используете неблагозвучное сочетание, оно должно быть эстетическим

 

    27. Есть слова с неблагозвучным сочетанием, которые пишутся и произносятся иначе.
Например: рок-н-рол, а читаем и поем рокэнрол. Поэтому при использовании правила математики №1, будем считать здесь 3 гласных, а не 2.
Обычно я пишу в тексте так: рок – (э)н-рол, смс-- (э)с(э)м(э)с
   28. Не забывайте при использовании предлогов, что существуют  разные фонетические варианты: с – со, к – ко, об - обо, в – во

29. Можно все, но везде должно быть чувство меры.

    30. Теперь поговорим о названии песни. Чтобы слушатель запомнил название песни, используйте ключевую фразу из текста.  Не забывайте:  краткость – сестра таланта. Даже вы сами, когда хотите найти в интернет какую – то песню, в поисковой строке набираете слова  из песни.
   31 В заключение хочу поделиться еще одним своим  опытом. Когда пишу текст песни,  не заморачиваюсь по большому счету  над благозвучием или неблагозвучием на первых этапах.  Только после того как песня выстроена, я начинаю ее причесывать, менять слова и словосочетания, усиливать смысл и звучание, проверять на вокальную составляющую

   В данной статье использованы материалы учебного пособия
  
« Стилистика русского языка» автора Голуб И.Б., размещенные на сайте

Желаю ВАМ удачи и творческого вдохновения!
 Ваша, Татьяна Прага
 Статья написана 30.08.2014г.

 
 
 

   А вот еще одно мнение Сергея Ширяева о структуре хитовой песни и ошибках при ее написании

Структура текста хитовой песни должна быть такой:

1. Первый куплет. Интродукция. Объяснение: почему, где, что. С первых слов должно быть понятно настроение героя / героини и всей песни.
2. Припев. РЕШЕНИЕ. Выход из тупика, призыв к действию, перемена ситуации, перелом.
3. Второй куплет. Конфликт. Было так, но почему-то стало иначе. Было хорошо, стало плохо. Проблема. Герой встает перед выбором. Конфликт.
4. Бридж (если есть). Усиление конфликта. Резюмирование всего вышесказанного.
5. Куплет 3. Результирующий. Что стало после слов припева. Что теперь будет. Все улучшилось (или улучшится). Выход из конфликта.

Наиболее распространенные ошибки при написании песенных текстов

1.        Несоответствие ритма / размера текста музыке. Внимание! Это происходит в 99% случаев. Игнорировать этот пункт нельзя ни при каких обстоятельствах.
2.   «Притянутая за уши» рифма. Не рифмуй ботинок с полуботинком. Ты же не Стас Михайлов. Ни в коем случае не рифмуй "я шел к тебе" с "я шел к тебе". Это – повтор, а не рифма.
3.   Использование «заезженных» слов: нежность, любовь, поцелуй, душа, облака и т.д. Старайся быть оригинальным. Не хватает оригинальности – послушай Земфиру. А вообще – начни читать книжки.
4.   Работа над текстом без привязки к исполнителю, его образу и стилю. Расписной рэпер вряд ли убедительно споет патриотическую песню. Белокурая тоненькая девочка с ангельским лицом будет нелепо звучать в песне от лица взрослой стервы. Интеллигентный романтик не должен петь откровенных песен о сексе.
5.   Отсутствие конфликта: текст «ни о чем». Помни: содержание песни должно формулироваться одной фразой. Четко и без вариантов. Если эта фраза не "читается" сама собой, текст никуда не годится.
6.   Отсутствие в припеве смыслового центра композиции. Куплеты – это всего лишь разъяснение содержания припева. Основа песни всегда – припев. Написал хороший припев – у тебя уже есть песня.
7.   Невозможность коротко пересказать содержание текста. В каждой фразе старайся использовать нестандартный образ, благодаря которому песню будут запоминать. "Хочешь сладких апельсинов..." До этого апельсины не встречались мне ни в одной песне. Ярко? Куда уж ярче!
8.   Отсутствие центрального образа. Собственно, именно вокруг центрального образа собирается вся песня. Нечто должно быть выделено таким образом, чтобы всё остальное было дополнением. Можно написать про мосты, снег, дождь, используя много разных красивых слов. Но основой останутся мосты, снег и дождь.
9.   Поучительная манера. Никого никогда ничему не учи. Не рассказывай слушателю, как ему следует себя вести, поступать, думать. Это довольно распространенная ошибка. Будь слушателю товарищем и другом, но не наставником.
10. Многословие. Помни, что краткость – сестра таланта. Ну и твоя сестра, разумеется. Избегай словоблудия. Ты же не Стас Михайлов!

 
 
 

   Вот еще одна интересная статья известного продюсера Александра Шульгина
С полным текстом Вы можете ознакомиться на сайте. Очень рекомендую побродить по сайту. Много интересной и нужной информации.
А
сейчас мне хочется привести вопросы, которые вы должны задать себе, когда  «причесываете» написанную Вами песню

Слова песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишите. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что текст песни  отвечает этим пунктам:
• Соответствует одной из наиболее распространенных структур успешных песен
• Содержит интересную идею и имеет хорошее название
• Тема слов универсальна и апеллирует к чувствам многих разных людей
• Подает исполнителя в выгодном свете
• Cлова в куплетах поводят к названию песни
• Фокусируется на одной мысли
• События происходят в одном времени
• Пробуждает какое-то одно чувство
• Первые строки заставляют слушателя слушать дальше и задают эмоциональную окраску для всей песни
• На всем своем протяжении поддерживает одну тональность и стиль
• Использует свежие образы
• Звучит повествовательно
• Избегает клише
• Не содержит излишней или повторяющейся информации
• Второй куплет вносит дополнительную информацию
• Не звучит поучительно
• Не говорит, какие чувства исполнитель испытывает, это должно становиться ясно при его исполнении песни
• Бридж (если есть) позволяет взглянуть с новой точки зрения
• Каждая строка логически вытекает из предыдущей и переходит в следующую.

 
 
 
 
 


На заметку начинающим поэтам-песенникам

   В мой адрес иногда приходят письма,  в которых есть просьба  посмотреть и отредактировать тексты песен.

  Это навело меня на мысль написать небольшое РУКОВОДСТВО  "по пользованию", обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-ПЕСЕННИКОВ.  В последнем словосочетании ключевое слово  второе - песенник.  Именно к ним и обращена  моя  публикация.  Априори подразумевается,  что  поэтические навыки ими уже приобретены. Так же я немного коснусь и работы музыкантов  с текстами песен.

   Итак,  вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали ПЕСНЕЙ. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с муз. программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо ОЧЕНЬ  ПОСТАРАТЬСЯ, чтобы ваш текст привлёк внимание  музыкантов.
 Как известно,  для того, чтобы песня стала более-менее приличной - надо  сойтись ПЯТИ  составляющим.  Это  ТЕКСТ,  МЕЛОДИЯ, АРАНЖИРОВКА, ИСПОЛНЕНИЕ  и  ЗВУК ( работа звукорежиссёра ).   И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет  такой привлекательный.  Так что хороший текст - это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек  редко  обладает  таким  талантом,   знаниями и качествами, чтобы в одиночку  "сотворить" достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько  людей.  Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.

  Да вы и сами знаете - песни пишутся тысячами штук, а приличных получается очень мало.   Хотя на нашей "эстраде" чего только не услышишь...  Но тут уже чистая коммерция,  очень далёкая от искусства - заноси немереное  "бабло"  на радио и ТВ - и твоя  песня будет звучать из всех  "утюгов"...  Многие   современные исполнители и музыканты  экономят или просто не хотят  "завязываться"  правовыми отношениями с поэтами...,  и как следствие - "самописные" тексты иногда бывают просто ужасающими.
  Итак, давайте поговорим об одной составляющей  части песни -  ТЕКСТЕ.


 
Стихи и песенный текст,  как говорят в Одессе -  две большие разницы. Это как в живописи  создавать произведения на холсте и на стене дома ( граффити ), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

 Итак, прежде всего вы должны ПОДАТЬ свой товар ( текст песни ) "лицом", и  ВНЕШНЕ он должен выглядеть ПРИЛИЧНО.  Грамматические ошибки легко увидеть в специальных редакторах.  Знаки препинания - это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность...  Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы - это общепринятый элементарный "этикет жанра".

Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки  времени   обусловлены  особенностями слухового  восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.
 Вот несколько примеров стандартного  построения  песни, хотя могут быть и другие структуры :
Куплет - Припев - Куплет - Припев ( 2 раза )
Куплет - Припев - Куплет - Припев - Бридж - Припев
Куплет - Припев - Куплет - Припев - Куплет - Припев ( 2 раза )
  Иногда практикуется "сдваивание"  первого куплета. Допустим,  в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет  - 4 строки.  Это способствует  более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.

Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни,  исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет  музыкальное вступление ( до 15 - 30 сек. ) и проигрыш ( обычно перед заключительными припевами ), то  можно смело  приплюсовать  ещё одну минуту  на "чистую" музыку.

 
Если вы не сочиняете текст для романса или баллады ( там припевы, как правило, отсутствуют ), то обязательно САМИ  ВЫДЕЛЯЙТЕ  припев.  Не делайте так - написали просто пять-семь  четверостиший ( строф ) и пусть потом сам музыкант выискивает - из какой строфы "слепить" припев.  Это неправильно !

 Припев - это ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен "цеплять" именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время - в припев не рекомендуется  вносить какую-то новую информацию и отдельные детали,  для этих целей существуют куплеты.  Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.

 
Название песни   ЖЕЛАТЕЛЬНО отображать именно в припеве.  Поэтому  с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила - в припеве просто иногда  структурно (  из- за  стихотворного размера ) нет места  для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах  НЕОДНОКРАТНО.

 
КРАСОТА  припева не в последнюю очередь достигается СМЕНОЙ  РИТМА  относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп ( слогов ) по сравнению с куплетом, но  и менять сам размер ( метр ) стиха.
 Для наглядности приведу два примера.  В первом  примере  куплет и припев  отличаются только количеством стоп при одинаковом  метре.  В нашем случае  это ЯМБ -  двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке  - с ударением на чётных слогах ( гласных ) 2-й, 4-й, 6-й, ....

 

Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ) :
Зашторено окно,
Открытое вино,
Но я пьяна совсем не от него...

Фрагмент ПРИПЕВА ( ямб ):
Тебя люблю, поверь, живу
Одной твоей любовью...

Чтобы было ещё нагляднее, я  обозначу  ударные гласные буквы вертикальной чертой ( I ),  а безударные гласные горизонтальной ( - ).
Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:
( Эту песню "Тебя люблю"  можно послушать здесь: http://www.realmusic.ru/songs/1279893)

 

Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ):
- I - I - I
- I - I - I
- I - I - I - I - I

Фрагмент  ПРИПЕВА ( ямб ):
- I - I - I - I
- I - I - I -

В  следующем примере ( ниже ) меняем уже сам метр стиха.  В куплете применяем  АМФИБРАХИЙ  -
это трёхсложная стопа с ударением на второй слог ( - I - ), и в строке с  ударением  на 2-й, 5-й, 8-й,....  слоги  (  гласные ).
   В припеве же  используем  ХОРЕЙ - это двухсложная стопа с ударением на первом слоге ( I - ) ,
и в строке с ударением на нечётных слогах ( гласных ) - 1-й, 3-й, 5-й, 7-й,...

 

Фрагмент КУПЛЕТА (  амфибрахий ):
Сегодня волшебная ночь,
Дурманом блаженство разлито...

- I - - I - - I
- I - - I - - I -

Фрагмент  ПРИПЕВА ( хорей ):
Обними меня,  возьми...
От любви с ума сведи !

I
- I - I - I
I - I - I - I

 Такая смена метра изначально придаёт контрастность  припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения  более яркой относительно куплета мелодии припева.
  Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом.   Можно даже делать визуальные "наводки", подсказки  запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного "напрягаться"  для нахождения рифм.  Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму.
 Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева.  Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:
Обними меня,  возьми...
От любви с ума сведи !

А теперь я разделю эти строки другим  образом и у вас уже "родится" в голове другая мелодия. Это и есть "подсказка" для музыкантов.
  
Обними
  Меня,
  Возьми...
  От любви
  С ума
  Сведи !

 
Вот послушайте, как это звучит.  Композитору  я никогда и ничего не советую,  она сама чувствует по написанным строчкам  нужный ритм.
Эту песню "Волшебная ночь" можно послушать здесь:
http://www.realmusic.ru/songs/1276313

 Точно также можно разделить и следующие строки ( ниже ), написанные АНАПЕСТОМ  (  - - I  ),  "запрограммировав" тем самым,  что эти слова будут спеты не на одном дыхании - быстро, а более медленно:

 

Подожди, не спеши уходить...
Вот дожди вновь пошли с неба лить...

- - I - - I - - I
- - I - - I - - I

Подожди,
   Не спеши
        Уходить...
Вот дожди
   Вновь пошли
        С неба лить...

  Старайтесь  никогда НЕ  ДОПУСКАТЬ  СБОЯ  стихотворных размеров.  Если начали писать строфу в ЯМБЕ, то доводите и остальные строки строфы (  четверостишия ) в этом же  метре.  Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы,  а иначе музыканты "голову сломают" сочиняя мелодию..., а то и вовсе откажутся  писать  музыку на ритмическую "белиберду", ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.
Приведу пример такой комбинации различных  размеров. В песне на мои слова "Наши дороги" в куплете применяется один метр, а в припеве - микс из двух других.  Вот послушайте здесь:
http://www.realmusic.ru/songs/1113761

  
Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке "литературного" ударения в стихотворных строках  со трёхстопными метрами :  анапест ( - - I  ),  амфибрахий ( - I - ),  дактиль (  I - - ).   Даже те, кто уже имеет  большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что ни есть хорошо...

 Давайте рассмотрим  следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

я возьмУ твою бОль на себЯ
- - I - Ю I - - I

Здесь слово " твою"  стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение  - "твоЮ".
Так вот,  это литературное ударение НЕ  ДОЛЖНО  стоять  ПЕРЕД  метрическим ударением  ( "бОль" ),  а только ПОСЛЕ него.
Значит нужно менять конструкцию или порядок слов.  В конкретном случае всё исправить очень легко:

я  возьмУ боль твоЮ на себЯ
- - I O - I - - I

   Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа.  Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более  12 слогов ( гласных букв ), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки...  Да и для музыкантов сужается поле действия - распевы ( длинные ноты ) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

 Оптимальная длина строки - от 5 до 11 слогов.  Лично я   люблю короткую строку (  2 - 5  слогов ), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к "рабочему материалу" - словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке... Но зато музыкантам полное раздолье:  хочешь - растягивай вокал до оперного, хочешь - ускоряй :

 

Только когда
Стынет земля -
Птицы летят
К югу,
Там где-нибудь
Нужно чуть-чуть
Им переждать
Вьюгу.
Вот и порой

Надо с тобой
Нам переждать
Холод -
Нашей любви
Тихо уйти
Надо не дать
Повод.

 Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним - раскрыть тему,  сюжет, дать описание, нюансы.
 Технически  ПРАВИЛЬНО сочинить  куплеты - гораздо тяжелее, чем припев.

  Сложность заключается в том, что приходится "тиражировать"  структуру первого куплета на второй и третий.   Для чего делается такое копирование ? А  для того, чтобы музыкант только ОДИН РАЗ  сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для "развития" песни только громкость, темп и тональность.
 Но слепого копирования  стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно,  нужно копировать цельные фрагменты внутри  каждой  соответствующей строки.  Я поясню свою мысль.
 Допустим,  последняя строка (  или первая, вторая, третья ) в ПЕРВОМ  КУПЛЕТЕ звучит так :


Срывающий любви плоды...
- I - I - I - I


Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать  паузы  в двух местах ( между словами ) и удлинить ноты  для вокала здесь (  выделено большими буквами  ):

срывАющИй  любвИ  плодЫ...

 
Значит и в соответствующей строке других  куплетов нужно сохранить точно такую  же фрагментную   структуру.

 И хотя музыкант  может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё-равно на всякий случай должны предоставить ему  такую возможность - без проблем повторить  мотив первого куплета  в соответствующих строках остальных куплетов.
 Допустим, музыкант сочинил  тему, опираясь на текст  первого куплета и у него в мелодии есть пауза между  словами "срывающий" и "любви". Значит, если у нас  в других куплетах будет строка  вот  такого плана -


тебЯ забУду нАвсегдА
- I - I - I - I

 то мы НЕ  СМОЖЕМ повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся  делать паузу в середине слова "забуду", то есть разрывать его пополам:

тебЯзабУ  дунАвседА

Значит нужно  обязательно подстраиваться под структуру  строк первого припева. Вот пример такого правильного построения :
Опять - Прощай ! Опять перрон...
опЯтьпрощАй   опЯть  перрОн
- I - I - I - I


 
Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ОГРАНИЧАТСЯ варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку,  так как в этом отношении там всё гораздо проще.
  Работая над  текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и  вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы ПЕТЬ.  А как вы знаете, не все стихи,  даже самые лучшие и красивые  поются.  Конечно, спеть-то можно всё что угодно...,  но приятным для уха это не будет...

 Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем  БОЛЬШЕ   ГЛАСНЫХ  БУКВ, тем  лучше. Чем больше ОТКРЫТЫХ ( на гласные ) окончаний слов и строк - тем лучше.  Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв - тем лучше. Чем меньше  ФРИКАТИВНЫХ  и глухих шумных согласных ( при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха  ) -  Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж  - тем лучше для вокала.
 Это только гениальный Владимир Высоцкий умел "петь согласными" - Р, Ж, З,  а обычный человек поёт гласными буквами...


 
Старайтесь не допускать удвоения, утроения  подряд и  тем более учетверения   таких согласных .  Учитывайте  не написание, а произношение - "сеРДЦе" произносится без  буквы "Д"  -  "серце". Окончания слов на "...ться" произносится как "...ЦА"
 Если по ряду причин изменить текст проблематично, то музыканты должны обращать внимание на некоторые словосочетания, где выстраивается целый ряд согласных букв - "форпоСТ  ТЩеславия"  . В таких местах в мелодии нужно делать паузы, а иначе у вокалиста во рту будет каша...  (  "зовёШь СТРадая" ). Но если есть возможность заменить не вполне "вокальные" слова на другие, то делайте это не задумываясь.

  
Конечно,  учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но по крайней мере СТРЕМИТЬСЯ к этому НАДО.

  Нельзя забывать, что написанное на бумаге - не всегда  правильно воспринимается на слух.  Так  слово "бесспорно"  может послышаться  как "без порно".

  Или вот такой пример. Я приведу ниже выдержку из своей большой работы об истории создания Гимна СССР, где привожу фрагмент из записок Эль-Регистана ( соавтор Сергея Михалкова  ),  в которых он описывает моменты работы над гимном.

_
______________________

  Нам дали комнату для работы, чай, бутерброды. Это был опять кабинет Землячки, где мы первый раз уже работали. Ворошилову хотелось, чтобы мы сделали куплет еще более воинственным. У него оставалось полтора часа до Международной конференции, на которую он собирался ехать. Мы сделали вариант седьмой  и новый припев, при чем последние две строки звучали так: «Фашистские полчища мы побеждали. Мы били, мы бьём их и будем их бить!» Прочли Китаеву, посоветовались, он обратил внимание, что «мы бьём их» при пении сливается: «**** их» ( из-за новых требований Роскомнадзора приходится заменять слова даже в архивном документе, - И.Ш. ). Тут же нашли слова, и получилось так: «Мы били их насмерть и будем их бить!» Это очень понравилось Ворошилову. ( Мы очень смеялись по поводу «**** их», при чем я сказал, что это совсем неплохо для деревни. Он согласился, хохотал и говорил: «**** их! Это неплохо, если б это не был гимн!»)
_
_____________________

 Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.
 Также  старайтесь избегать смысловой двойственности.  Приведу самый яркий пример  - строчка опять таки из сталинского варианта Гимна СССР:
И Ленин великий нам путь озарил...
Вот и пойми после этого - то ли это Ленин  ВЕЛИКИЙ, то ли путь.   После этого "ляпа"  над  Сергеем Михалковым  потом ещё десятилетиями подшучивали...

  
Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь  применять НЕТОЧНУЮ  рифму.  При вокальном исполнении неточность нивелируется (  России - красивы,  любимый - одни мы ).

 Теперь что касается "пресловутых" ГЛАГОЛЬНЫХ   рифм.
 Я снова приведу здесь ( ниже ) один абзац из всё той же своей работы о создании Гимна СССР.  Рассказывая  о предыстории  рождения слов и музыки гимна,  о людях, хоть как-то причастных  к этому произведению - я очень подробно останавливаюсь на личности  поэта Лебедева-Кумача и его великой песне "Священная война".  Там  я рассказываю о версии плагиата  этой песни.
 Если кто заинтересуется, то можете прочитать этот большой отрывок под названием "Об авторстве песни  "Священная война"  здесь:
http://www.proza.ru/2013/11/29/1610

  
А вот и сам этот абзац:
  И ещё один маленький штрих - глагольные рифмы МАСТИТЫЕ поэты стараются по возможности  избегать - это дело чести, так как в узком кругу мэтров поэзии считается "дурным тоном" рифмовать глагольные пары ( из-за  лёгкости их нахождения ), как в нашем примере  " летать - топтать ", а для начинающих любителей поэзии это свойственно и приемлемо. Иногда, конечно, "мастаки"  используют  глагольные рифмы,  но только исключительно от безысходности или матушки лени. Признаюсь честно, я в корне не согласен с этим негласным правилом по отношению к ПЕСЕННЫМ текстам. В  подтверждение своих слов я приведу яркий пример замечательной песни "Радовать" ( автор текста поэт-песенник Михаил Танич ) в исполнении Анатолия Днепрова. Там сплошные глагольные рифмы, но песня зато какая получилась красивая, вот послушайте и посмотрите здесь:
   https://www.youtube.com/watch?v=hVEi2YDbaa0

  В песенных текстах,  в отличии от стихов, ПОВТОРЫ имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:
Никогда, никогда, никода
Мне такую, как ты - не найти...

 Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту.  Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом -
МноГО,  МНОго, много...
 Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы  уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.
 Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк.
http://www.realmusic.ru/songs/976354

 
Кстати, никогда не "упирайтесь рогом" в  незыблемость своих скрижалей... Если музыкант предлагает вам что-то изменить в тексте, попытайтесь понять что он хочет - немного сместить смысловой акцент или может только  подправить метр под его наметившуюся мелодию. Ведь очень часто  музыкант видит  ритмическое построение  четверостишия немного по-другому,  чем оно написано.  Одним словом -  прислушивайтесь друг к другу обязательно !

 От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста.  И только он определяет что подойдёт для данных слов песни -  рок, вальс, танго, романс, босса-нова...

 Старайтесь не перегружать текст песни ЭПИТЕТАМИ, всему есть мера,  с ТРОПАМИ тоже не переусердствуйте.  Старайтесь делать свой язык более "человеческим" ( но это моё субъективное мнение ).  Песня - это не научный трактат, а произведение искусства.  "Заумные" мысли, образы и обороты будут только ломать мозги слушателю..., песни  предназначены ( в основном ) не для этого.


 
Не  пытайтесь сразу  поймать "бога за бороду" и с первого же раза написать свою "Besame mucho"...  Придётся изрядно потрудиться,  написать не один десяток текстов, прежде чем на вас обратят внимание. Чем больше вы будете тренироваться в написании песен, тем с каждым разом они будут качественнее.
 При сочинении текстов не рекомендую  работать на клавиатуре. Лучше записывать свои мысли на бумаге - остаются видны правки, которые могут ещё пригодиться.
 По окончании работы  переписывайте свои черновики  ещё раз  начисто - и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом,  уже при работе  на клавиатуре,  у вас могут возникнуть дополнительные идеи.
 Сформулируйте для себя ПРАВИЛО - если какое-то место в тексте  вам кажется не точным, спорным (  как бы - не очень ),  то смело УБИРАЙТЕ,  ИЩИТЕ  ЗАМЕНУ  этому...,  не уговаривайте себя  - "и так сойдёт".  Уж коль вам это место "не очень", то другим и подавно !

 
Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день - и посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.
 Через год тоже надо возвращаться... , ведь ваша техника не стоит на месте,  и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы ( первый опыт ) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний.  Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков  не всё идёт, как по маслу...
 Из десяти  работ одна получается хорошая, а "гениальная" - одна из ста...

  
Необходимо также научиться писать слова на уже ГОТОВУЮ мелодию.  По своему опыту знаю, что это очень важное умение...,  так как около четверти песен написал этим "макаром".  У каждого может быть выработана своя "технология".  Я обычно использую "рыбу", то есть напеваю на мелодию бессмысленный ( но попадающий в ритм  ) набор слов,  записываю его,  выстраиваю  метраж  строк  (  - I - I - I  )  и на него "леплю"  уже слова со смыслом.

 Если вы пишите слова песни под конкретного  солиста, то будет нелишним сначала внимательно прослушать несколько  его песен. Иногда бывает, что вокалист  недостаточно хорошо "тянет"  некоторые гласные,  а другие наоборот - берёт очень уверенно. Эти моменты тоже надо использовать..., допустим,  в конце строки надо чаще ставить букву "И",  а к примеру, букву  "Е" реже. Одним словом,  нужно показывать сильные  и прятать слабые стороны вокалиста.

   
Заканчивая эту статью,  хочу  повторить банальную истину :  сколько людей - столько и мнений. У каждого свои вкусы, предпочтения и представления о прекрасном.  Так что абсолютно всем ваши песни нравиться не могут, будут и критики.  И если из ста человек ваша работа нравится десятерым - считайте это "ошеломляющим"  успехом.

Всё то,  о чём  я написал выше - это РЕКОМЕНДАЦИИ,  жёстких  рамок в искусстве почти не существует...,  да и творить  по правилам  СКУЧНО..., но они необходимы и как основа и как трамплин для творчества.

Будьте всегда людьми ТВОРЧЕСКИМИ :  хотите - творите, хотите - вытворяйте...
Всем удачи и красивых песен !

25.01.2015г


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню